18.01.2014

Читаю. Александр Вампилов. Прощание в июне

"Прощание в июне" – пьеса Александра Вампилова о…  Да одним словом и не сказать, о чём эта пьеса: о зарождающейся любви; о честности и о чести; о проблеме нравственного выбора; о взрослении, наконец. 
Удивительно, как много тем поднято в совсем небольшой, очень короткой, пьесе. Всё переплетено и взаимосвязано: судьбы и поступки героев перекликаются даже во времени.

Красной нитью проходят отношения главного героя Колесова и Тани – дочери ректора. Всё начинается со случайного знакомства, которое, скорее всего, должно перерасти в глубокое чувство: оба молоды и красивы; юноша приятно дерзок и уверен в себе, а девушка – из тех красавиц, которые нравятся таким хулиганистым парням своей правильностью и неприступностью.
Но вмешиваются обстоятельства, которые невольно спровоцировала сама Таня. Колесов нарушает общественный порядок, вступает в драку, наносит травму проходному персонажу, попадает в милицию, ему грозит суд, в связи с чем, его исключают из университета. 
Ситуация по нынешним временам несколько странная: наказание уж слишком неадекватно "преступлению", хотя середина 60-х годов прошлого века – это столь глубокое ретро, что верится и в такое. 

Есть ещё жизненная история Золотуева, с которым Колесова судьба свела на принудительных работах. Удивительный персонаж, который мне откровенно нравится. Вот, вроде бы и прямолинейно-отрицательный он, и понятия в его сознании как-то сдвинуты – перекошены, но его поступок в финале пьесы меня по-настоящему поразил: не каждый способен на такой благородный поступок. 
Вот одна из его фраз: "Честный человек - это тот, кому мало дают". И, чтобы осознать её ошибочность, ему приходится, мало того, что отсидеть немалый срок, так ещё и трудиться, не покладая рук и сберегая каждую копейку, едва ли не всю оставшуюся жизнь. Неоднозначный персонаж, одним словом. Я даже думаю, что и нравится-то он мне совершенно напрасно, и свой благородный поступок он совершает не от широты души или порядочности, а от потрясения, что есть абсолютно честные люди, не способные продаться ни за какие тысячи! И всё-таки наблюдать за ним было интересно!

Но вернусь к главным героям. Колесов мне всё-таки симпатичен, и случившееся с ним, его поступок, мне хочется оправдать. Чем угодно и как угодно, к тому же, как мне кажется, человек имеет право на ошибку. Другое дело, как он проживает потом свою жизнь, и какие поступки совершает. Ведь, если ошибку можно исправить, то это ещё и не ошибка.

Речь о том, что Тане, которая открыта новому чувству, любви и серьёзным отношениям, Колесов прямо говорит: "… пока не поздно, нам с тобой надо остановиться… Видишь ли, ты не туда попала… отбросим иллюзии, у нас с тобой ничего не выйдет. Это нам только показалось, что у нас с тобой что-то такое… а на самом деле… Не надо тебе со мной связываться" 
И слова-то какие-то корявые, глупые, детские… Потому что понимал парень уже тогда, что продал он свою душу за… диплом университета.
Одним словом, пришёл папа – ректор к изгнанному из альма-матер Колесову, и, как змей-искуситель, предложил восстановить его в университете, позволить получить диплом в обмен на то, что он навсегда откажется от Тани. И Колесов… соглашается. 
Вот и всё. Тут и сказке конец. Наступает время суровых будней. С угрызениями совести. С бессонными ночами. С поруганной и навсегда потерявшей покой душой.       

Почему Колесов поступил именно так? Скорее всего, подумал о своей научной карьере… Да, вне всяких сомнений, в его поступке просматривается шкурный интерес. Другое дело, что врождённая порядочность отомстила ему за предательство – Колесов потерял покой. И, честно говоря, с этого момента он становится мне неинтересен. Ни отказ от собранных друзьями денег на оплату штрафа, ни - искренне – брошенный Репникову диплом, ни встреча с Таней, ничто больше не может меня с ним примирить. Предавший однажды, предаст потом ещё и ещё раз… Много раз… И всё же мне хочется, чтобы с Колесовым эти разЫ никогда больше не случались, хочется верить, что эта их встреча с Таней – не последняя, потому что Таня и сама в это верит…
Таня.  Да… И все-таки… Мне кажется, что мы с тобой еще встретимся. (С волнением)  Пусть нескоро, пусть через год, пусть через два (делает к нему шаг - Колесов на шаг отступает). И ты не запретишь мне об этом думать!
Колесов.  Ты полоумная. Через месяц эта фантазия вылетит у тебя из головы.
Таня (снова делает к нему шаг). Да нет же!
Колесов снова отступил на шаг. 
Как мне тебе доказать?
Колесов.  Ничего не надо доказывать… Не забывай, мы поставили точку… Точку, ясно тебе?
Небольшая пауза. 
Таня.  Когда ты уезжаешь?
Колесов.  Неизвестно. И еще неизвестно, в какую сторону.
Таня.  Я узнала, что тебе нужны деньги. (Роется в сумочке, достает деньги).
Колесов.  Что?.. Этого только не хватало!
Таня.  Возьми, прошу тебя. (Протягивает ему деньги.) 
Колесов.  Ни в коем случае. Уж лучше я сяду за решетку.
Таня.  Не понимаю. Почему ты не хочешь взять у меня эти деньги?
Колесов (негромко). Я уже взял… Но вижу, что я продешевил…

И очень хочется думать, что это колесовское "продешевил" имеет самый высокий смысл…

Комментариев нет:

Отправить комментарий